Не перегнать

Больше половины добытой в России нефти экспортируется из страны в виде сырья. А то, что остается, перегоняют в топливо, но зачастую сомнительного качества. Вместе с тем рост отечественного рынка автомобильного топлива явно отстает от темпов продаж новых машин. Если переработка нефтепродуктов в России прирастает в среднем на 6% в год, то сбыт автомобилей – на 20–25%. Это значит, что на российском рынке бензина со временем может возникнуть дефицит. ОСЕННЕЕ ОБОСТРЕНИЕ Осень для автовладельцев – самая нервная пора. Если поэтам это время приносит вдохновение, то автомобилистам достаются лопающиеся по швам дороги, мысли о зимней резине и… ожидание очередного сезонного подорожания топлива. Правда, нефтяники и чиновники как обычно успокаивают: никакого дефицита и роста цен на бензин не ожидается. В качестве доказательства приводят снижение цен на этот самый бензин в конце августа. Действительно, после июльского подорожания на 2,4% цены на бензин вроде бы пошли вниз. И чиновники дружно стали говорить, что до конца года ничего не изменится. Но цены снова начали своевольничать и уже в конце августа поднялись в среднем на 0,3%. Чиновникам и ценам договориться сложно – это понятно. Посылы у них разные. Первые отталкиваются от внутренних экономических предпосылок. Они считают, что российский рынок переработки уже достаточно привлекателен для поставок нефтепродуктов (видимо, имея в виду августовское рекордное повышение экспортных пошлин на нефть с 200 до 230 долларов за тонну). Цены же к проблемам внутреннего рынка равнодушны: они привычно готовятся к началу… отопительного сезона в США, а потому подрастают. Но дело даже не в достоинствах или недостатках внутреннего рынка, а в его ничтожном удельном весе. Арифметика нехитрая. В 2006 году, по данным компании «ИнфоТЭК-Консалтинг», в России было добыто 480,5 млн т нефти, включая газовый конденсат. При этом переработка составила всего 219,6 млн т, то есть меньше половины. В первой половине 2007 года ситуация не улучшилась: добыли 243,2 млн т, переработали 111,5 млн т. Выходит, с имиджем сырьевой державы расставаться пока рано. «У нас нет рынка нефтепродуктов. Нефтяные компании ориентированы на экспорт, а продавцы топлива поставлены в такие условия, что им иногда попросту нечем торговать», – обрисовывает проблему исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. При этом механизмы, которые заставили бы нефтяников уменьшить объемы экспорта, в России пока не придумали. Идея создания нефтяной биржи муссируется как минимум лет пять. В разное время возникали даже частные торговые площадки, созданные в том числе и самими нефтяниками. Однако ни одна из этих бирж не смогла привлечь достаточного числа продавцов. И объяснение тут тоже простое: в России невыгодно производить бензин. Экспортировать сырье гораздо прибыльнее. У нас составляющая налога в цене бензина достигает 53%. В США этот компонент цены топлива всего 29%. Напрашивается вопрос, что эффективнее: увеличение экспортных пошлин или снижение налогового бремени? У СЕМИ НЯНЕК… Однако ошибочно было бы считать нефтепереработку неприбыльным бизнесом. Там, где господствуют современные технологии, производители бензина не бедствуют. Хорошо оснащенный нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) «снимает» с одной тонны нефти более 90% светлых продуктов (читай – топлива). В то время как российские низкотехнологичные НПЗ довольствуются лишь 45% светлых продуктов с той же тонны сырья. И чтобы при этом не уйти в минус, нефтепереработчики поднимают цены на топливо. Учитывая высокую степень монополизации топливного рынка в России, удерживать цены на высоком уровне несложно. По данным Федеральной антимонопольной службы, в 70 регионах России более половины рынка автозаправочного бизнеса контролирует лишь одна доминирующая компания. При этом система контроля над деятельностью российских нефтепереработчиков откровенно слаба и несовершенна. До 2004 года контроль качества осуществляли топливные инспекции Минтопэнерго. После реорганизации правительства эти функции были переданы Ростехрегулированию (бывший Госстандарт), который не может системно курировать качество бензина. В Москве, правда, эта проблема частично решена – деятельность АЗС контролирует Департамент природопользования и охраны окружающей среды, который периодически публикует черные списки заправок. Глава департамента природопользования Леонид Бочин отмечает, что количество суррогатного бензина и дизтоплива на АЗС столицы за год сократилось с 30 до 20%. Сейчас опыт столичных экологов пытаются применить в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. Остальное – минное поле: спрогнозировать, на какой АЗС вам вместо приличного топлива зальют в бак запрещенный этилированный бензин, абсолютно невозможно. Впрочем, контроль столичных экологов тоже не спасает от скверного бензина. Дело в том, что департамент охраны окружающей среды проверяет топливо на соответствие нормам экологии, но не его качество. То есть АЗС, заливающая в бензобаки клиентов вместо 95‑го бензина топливо марки Аи-92, в черный список не попадет, поскольку это уже епархия. Ростехрегулирования. Поэтому единственный выход – заливать бензин на фирменных АЗС нефтяных компаний и крупных сетевых операторов, таких как ЛУКОЙЛ, ТНК, «Сибнефть». Подобные компании сами следят за качеством своей продукции, регулярно проводя лабораторные исследования бензина и наказывая недобросовестных операторов. ДИЗЕЛЬНЫЕ МЕТАМОРФОЗЫ Еще хуже в России обстоит дело с дизельным, экологически более безопасным и менее дорогим топливом. Не в том смысле, что здесь производят мало солярки. Как раз наоборот. По данным генерального директора компании «ИнфоТЭК-Консалтинг» Натальи Шуляр, в 2006 году в России было произведено 64,2 млн т дизельного топлива. Но почти половина этого объема – 31,8 млн т – ушло за рубеж, на экспорт. Причем если до пересечения российской границы этот товар считается дизельным топливом, то по прибытии на место назначения он немедленно получает статус сырья для дальнейшей переработки. То, что по российским стандартам этот продукт называется дизельным топливом, зарубежных автопроизводителей мало тревожит – вливать его в свои машины они не хотят. Многие компании традиционно не поставляют в Россию модели с дизельными двигателями, ссылаясь на низкое качество российской солярки, в которой содержится слишком много серы (дизельные моторы конструктивно очень чувствительны к качеству топлива). «Изготовители не могут давать гарантию на дизельные двигатели, если в них заливают наше топливо, – сетует Григорий Сергиенко из Российского топливного союза. – Это обусловлено тем, что отечественные НПЗ, за небольшим исключением, производят солярку, рассчитанную на наши же двигатели, не соответствующие даже нормам Eвро-2, не говоря уже о стандартах Евро-3 и Евро-4, принятых в цивилизованном мире». По этой причине доля легковых автомобилей с дизельными двигателями в общем объеме иномарок сегодня в России смехотворно мала. По подсчетам генерального директора ЗАО «НАМИ-ХИМ» академика Бориса Бунакова, по дорогам России сегодня ездит не более 350 тыс. легковых автомобилей с дизельными двигателями (столько же иномарок сейчас в России продают всего за полтора месяца). Причем основная часть из них ввезена в страну в качестве подержанных. В объеме импорта доля дизельных машин и вовсе ничтожна: по прикидкам экспертов, она не превышает 5%. В то время как, например, в Германии около 60% всех продаваемых автомобилей имеют дизельные двигатели. Схожие показатели и в других странах Западной Европы. Однако низкое качество нашей солярки – не единственная причина дефицита дизелей на российских дорогах. В последние годы сразу несколько отечественных нефтеперерабатывающих заводов запустили программы по переоснащению своих производств под выпуск дизтоплива с низким содержанием серы. Это предприятия ЛУКОЙЛа, Рязанская нефтеперерабатывающая компания, завод «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез». И хотя доля низкосернистого топлива в общем объеме производства пока невелика – около 17%, но и оно не находит спроса. «Когда ЛУКОЙЛ начал производить дизельное топливо по нормам Евро-4, компании пришлось купить в Финляндии сеть АЗС, чтобы куда-то сбывать эту продукцию, поскольку в России слишком мало дизельных машин», – поясняет Григорий Сергиенко. БЕЗДОРОЖЬЕ ИМ ПОМОЖЕТ? Получается парадокс: автопроизводители не везут в Россию дизели, потому что боятся плохой солярки, а хорошая солярка не находит сбыта, поскольку нет дизельных автомобилей. На самом деле противоречие ложное. Будь в России спрос на дизельные двигатели, автопроизводители не стали бы жадничать. Но в России дизели не в моде. «Дизели сейчас нарасхват в Европе. В России, наоборот, устойчивый спрос на бензиновые двигатели. Поэтому возить дизели в Россию нет никакого смысла», – признается директор по маркетингу компании «Мазда Мотор Рус» Андрей Глазков. Однако ждать, что дизели в России скоро войдут в моду, не приходится. Дело в том, что автомобили с дизельными двигателями ввиду своей высокой технологичности дороже бензиновых моторов на 2–3 тыс. долларов. В то время как цены на бензин и дизельное топливо в России отличаются незначительно. Это объясняется просто. Модернизировать НПЗ для выпуска низкосернистого дизтоплива – удовольствие очень дорогое, стоит сотни миллионов долларов. Чтобы «отбить» расходы, компаниям приходится поднимать цены на «евросолярку». Так, стоимость топлива «ЛУКОЙЛ Евро-4» превышает цену обычной солярки на 5–10%. В результате получается, что дизельный автомобиль в России стоит дороже бензинового, но при этом на топливе не сэкономишь. Тем не менее российский рынок иномарок постепенно разбавляется дизелями. И происходит это за счет двух трендов. Первый – готовность некоторых автопроизводителей популяризировать свои дизельные модели. Прежде всего это Ford, который импортирует соответствующие версии Mondeo, Galaxy, S-Max, C-Max, Ranger, Transit, Transit Connect и даже производит во Всеволожске Focus с дизельным 1,8‑литровым мотором. Второе направление – сбыт внедорожников, которые оснащаются дизельными двигателями не в целях экономии, а для достижения эластичной тяги. По словам пресс-секретаря компании «Фольксваген Груп Рус» Андрея Гордасевича, в 2007 году 70% Volkswagen Touareg, проданных в России, будут оснащены дизельными двигателями. Кроме этой модели Volkswagen поставляет в Россию дизельные легковушки Golf, Jetta и Passat. «Мы не боимся низкого качества российского дизельного топлива и даем гарантию на два года без ограничения пробега», – отметает сомнения г-н Гордасевич. Отслеживают ситуацию на рынке и другие бренды. «Мы проводим регулярные экспертизы как бензина, так и дизельного топлива на всей территории России, – рассказывает Ольга Сергеева, менеджер по связям с общественностью компании «Автофрамос», представляющей марку Renault. – Несмотря на то что в целом качество дизельного топлива в России по-прежнему оставляет желать лучшего, мы видим его очевидный прогресс». По словам нашей собеседницы, сегодня Renault продает в России только одну модель с дизельным двигателем – коммерческий фургон Renault Master, однако компания активно изучает спрос и определяет, какие именно модели с дизельными моторами выводить на наш рынок в будущем. Разумеется, рано или поздно в Россию массово придут автомобили с дизельными двигателями, и бензиновые версии отдадут им долю рынка. Так же, как подержанные иномарки в свое время уступили место новым машинам. Вопрос лишь в том, когда это случится. Вполне возможно, что скоро. Во всяком случае, отечественные производители «евросолярки» уже предлагают стимулирующие меры, например относительно таможенных пошлин. «Можно уменьшить ввозную пошлину на машины с дизельным двигателем, оставив пошлину на бензиновые моторы на прежнем уровне. Это стимулирует приток дизелей в Россию», – считает исполняющий обязанности руководителя пресс-службы ЛУКОЙЛа Владимир Семаков. Очевидно, найдутся и другие инструменты, способные изменить ситуацию на рынке.