ТНВД распределительного типа (VE)
Такой насос применяется для 3, 4, 5 и 6
цилиндровых дизельных двигателей легковых автомобилей, тракторов и грузовых
автомобилей мощностью до 20 кВт на цилиндр. Насосы распределительного типа для
двигателей с непосредственным впрыском обеспечивают давление до 700 бар при
частоте вращения до 2400 мин-1.
Топливоподкачивающий насос
Этот насос лопастного типа служит для подачи топлива из
бака и вместе с нагнетательным регулирующим клапаном создает давление, которое
возрастает прямо пропорционально частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Насос высокого давления
Насос распределительного типа включает только один плунжерновтулочный
комплект для питания всех цилиндров.
Плунжер с регулирующей втулкой:
а - начало подачи топлива; b- конец подачи топлива; 1 -
регулирующая спиральная канавка; 2 - регулирующая втулка; 3 - выпускное
отверстие; 4 - регулирующая канавка; 5 - плунжер насоса
Плунжер не только создает требуемое давление топлива во время его рабочего хода, но и одновременно, вращаясь, распределяет его по отдельным выходным отверстиям. Во время одного оборота ведущего вала плунжер совершает количество тактов, равное числу цилиндров двигателя. Ведущий вал вращает кулачковую шайбу и плунжер, с которым она соединена. Выступы на кулачковой шайбе обеспечивают осевое перемещение плунжера и его вращение (распределение и подачу топлива). Насос продолжает подачу топлива во время рабочего хода до тех пор, пока выпускное отверстие плунжера остается закрытым, и прекращает подачу топлива, как только выпускное отверстие совмещается с отверстием в регулирующей втулке. Регулятор определяет положение регулирующей втулки, которая перемещается на плунжере.
Рядный насос с регулирующей втулкой: 1 - плунжер насоса; 2 - контрольная втулка; 3 - управляющий шток регулирующей втулки; 4 - регулирующая рейка
Механический регулятор
Шаровая цапфа обеспечивает соединение между регулирующей
втулкой и рычагами регулятора, которые, в свою очередь, перемещаются под
действием центробежной силы, вызываемой вращающимися грузами с учетом
противодействия пружины регулятора. Скоростной режим устанавливается
регулированием натяжения пружины рычагом. Регулировочный винт полной нагрузки
используется для установки системы рычаг-регулятор для получения максимальной
мощности. Могут быть установлены дополнительные пружины для адаптирования к
холостому ходу и переходным характеристикам.
Сигнал нагрузки
ТНВД распределительного типа, осна- щенные двухрежимными
регуляторами, управляются посредством микровы- ключателя или потенциометра.
Механические вспомогательные устройства
Некоторые из таких устройств управления используются в
целях обработки дополнительных рабочих параметров для регулирования количества
впрыскиваемого топлива(компенсатор давления во впускном патрубке,
гидравлические и механические средства адаптации к полной нагрузке) и для
управления закрытием отверстия (начало подачи топлива).
Система впрыскивания топлива с насосом
распределительного типа: 1 - топливный бак;
2 - линия подачи топлива; 3 - топливный фильтр; 4 - насос
распределительного типа; 5 - трубка высокого давления; 6 - форсунка; 7 - трубка
возврата топлива
Гидромеханически регулирующее устройство
угла опережения впрыскивания
Устанавливаемое по потоку топлива после подкачивающего
насоса, устройство включает нагнетательный регулирующий клапан,который
обеспечивает рост давления топлива в линейной зависимости от частоты вращения
коленчатого вала двигателя (1,5...8 бар). Это давление воздействует через
отверстие, регулируемое дросселем, на передний конец подпружиненного плунжера.
Тот, в свою очередь, поворачивает роликовое кольцо насоса в противоположном
вращению насоса направлении, таким образом, увеличивая опережение начала
впрыскивания топлива независимо от частоты вращения коленчатого вала.
Одноплунжерный ТНВД распределительного типа (основная версия): 1 - насос подачи топлива (лопаточного типа); 2 - привод регулятора: 3 - устройство регулирования угла опережения впрыскивания; 4 - кулачковый диск; 5 - регулирующая втулка: 6 - распределительный плунжер; 7 - нагнетательный клапан; 8 - устройство отключения соленоидного управления: 9 - рычажный механизм регулятора; 10 - перепускной дроссель; 11 - механическое устройство отключения; 12 - пружина регулятора; 13 - рычаг контроля частоты вращения; 14 - регулирующая втулка; 15 - центробежные грузы; 16 - нагнетательный клапан ограничения давления
Отключение работы насоса
Механическое (рычаг остановки) или электрическое (соленоидный
клапан) устройство отключения прерывает ра- боту дизеля, прекращая подачу топли-
ва. Электрический способ широко рас- пространен в легковых автомобилях.
Электронный регулятор (EDC)
Эксцентрично-установленная шаровая цапфа связывает
регулирующую втулку насоса VE и соленоидный исполнительный механизм. Угловая
установка исполнительного механизма определяет положение регулирующей втулки и
с ее помощью активный рабочий ход насоса. К исполнительному механизму подсоединяется
измерительный датчик положения (потенциометр или индуктивный измерительный
преобразователь). ECU получает различные сигналы от измерительных
преобразователей - положения педали управления подачей топлива, частоты
вращения коленчатого вала двигателя, температуры воздуха, охлаждающей жидкости
и топлива, давления наддува, атмосферного давления и т. п. Он использует эти
входные величины, хранящиеся в его памяти, для определения правильного
количества впрыскиваемого топлива. Таким образом, ECU изменяет ток возбуждения
исполнительного привода до тех пор, пока не совпадут исходные данные и
действительные величины для принятого положения рейки.
]
Электронное управление работой дизеля (EDC)
для ТНВД распределительного типа:
1 - топливо подкачивающий насос; 2 - электромагнитный
клапан; 3 - устройство синхронизации; 4 - втулка управления; 5 - вращающийся
исполнительный механизм с измерительным датчиком; 6 - ECU. Входные/выходные
величины: а - скоростной режим;
b - начало впрыскивания; с - температура; d - давление
наддува; е - положение педали газа; f - возврат топлива; g - к распылителю
Электронно-управляемое устройство
синхронизации
Продолжительность впрыскивания (начало впрыскивания
топлива) можно также регулировать путем сравнения действительных и заранее
задаваемых исходных величин. При этом сигнал от исполнительного
преобразователя, с помощью которого контролируется точка, при которой
открывается форсунка, сравнивается с запрограммированной исходной величиной.
Электромагнитный клапан изменяет давление, прилагаемое к плунжеру, и с его
помощью установку регулирования устройства синхронизации. Сигнал от
измерительного преобразователя форсунки, указывающий на начало впрыскивания,
сравнивается с данными, хранящимися в памяти. Тактовая частота, используемая
для срабатывания электромагнита, модифицируется, пока не совпадут
действительная и исходная величины. Преимущества электронного управления с
обратной связью: уточненное регулирование цикловой подачи топлива; уточненное регулирование частоты вращения коленчатого вала двигателя; более точный угол
опережения впрыскивания топлива. Устройство также может управлять рециркуляцией
отработавших газов, контролировать давление наддува, управлять свечами
накаливания и обеспечивать связь с другими бортовыми электрическими системами.